«Ничто так не способствует общему развитию и формированию детского сознания, как знакомство с историей человеческих усилий в области науки, отраженной в жизнеописаниях великих ученых прошлого и в постепенной эволюции идей. Только таким путем мы можем… внушить подрастающему поколению представление о непрерывном развитии и гуманитарной ценности науки»
Поль Ланжевен
Что есть наука? Для чего она человечеству? Каждый хоть раз в жизни задает себе такие вопросы. Александр Герцен говорил: «Наука - сила, она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия». Но насколько сильна современная наука? Каковы ее возможности?
На сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Уровень развитости науки служит одним из основных показателей развития общества, а также это - показатель современного развития государства. Все вокруг человека - это достижения науки.
Безусловно, наука - одна из важнейших форм культуры общества, а ее развитие - важнейший фактор обновления всех сфер жизнедеятельности человека. Современная наука формирует мировоззрение человека, тесно связана с техническим прогрессом, помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы, решать проблемы, встающие перед человечеством. Но всегда ли наука безопасна для человечества?
XX век был выдающимся в области технического развития. Без всякого преувеличения можно сказать, что за 100 лет сделано открытий не меньше, чем за всю предыдущую историю человечества. Вклад, который внесла наука в ХХ веке в развитие человечества, огромен. Новейшие научные разработки кроме несомненных благ несут в себе и потенциальную опасность. Вырабатывая огромное количество энергии, тепловые электростанции выбрасывают в атмосферу миллионы тонн золы и газов, загрязняющих окружающую среду и разрушающих озоновый слой планеты. Аварии на атомных станциях и предприятиях, использующих радиоактивные материалы, приводят к катастрофическим последствиям. Одним из таких примеров служит катастрофа на Чернобыльской АЭС. Генномодифицированные продукты, все чаще поступающие в продажу на прилавки магазинов, в принципе могут оказаться опасными для человека. Гармонично вписать технику и научные достижения в природные процессы - одна из насущных задач ученых наступившего века. Только решив эту непростую задачу, можно обеспечить не просто выживание, а достойную жизнь грядущих поколений.
В 1986 году в контексте Международного года мира ученые предложили провести Международную неделю науки и мира. Организаторы Международной недели стремились поощрять максимально широкое участие стран и организаций всего мира в ее проведении.
Учитывая успешное проведение Недели в 1986 году, ее организаторы продолжали проводить работу по пропаганде научных знаний и использовании научных достижений на благо человечества и в последующие годы. Признавая ценность этого ежегодного мероприятия, 6 декабря 1988 года Генеральная Ассамблея постановила провозгласить Международную неделю науки и мира и проводить ее ежегодно в течение недели, на которую приходится 11 ноября.
Прогресс не стоит на месте, поэтому очень важно и нужно идти в ногу со временем, чтобы знать, какие открытия были сделаны в области медицины, химии, биологии, физики, какие новшества ожидают человечество в области науки и техники.
Нажимая на элементы ленты времени, познакомьтесь с открытиями российских учёных и исследователей.
2)НАУКА И ЛЮДИ НАУКИ
Угадайте науку по картинке и вспомните учёных, которые сделали открытия или внесли значительный вклад в эту науку.
Эта книга представляет собой подборку научных экспериментов. Она задумана специально для того, чтобы доказать вам: наука – это не только длинный список фактов. Наука – это весело! Самостоятельно или вместе с друзьями или родителями вы можете выполнить эти простые, но увлекательные опыты, сделать свои первые шаги в науке.
Основные инструкции:
1. Сначала – прочитать. Прежде чем начинать эксперимент, внимательно прочтите, как его проделывать.
2.Соберите все необходимые материалы. Чтобы проводимые опыты вас не разочаровали и чтобы они доставляли только удовольствие, позаботьтесь о том, чтобы у вас под рукой было все необходимое для их проведения. Когда приходится останавливаться и разыскивать то одно, то другое, это может нарушить ход эксперимента.
3. Эксперимент. Действуйте постепенно и очень осторожно, никогда не забегайте вперед и ничего не добавляйте от себя. Самое главное – ваша безопасность, поэтому внимательно следуйте инструкциям. Тогда вы можете быть уверены, что не произойдет ничего неожиданного.
4. Наблюдайте. Если полученные результаты не будут соответствовать описанным в книге, внимательно прочтите инструкции и начните опыт сначала.
ТАЙНОПИСЬ
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Написать тайную записку и проявить ее.
МАТЕРИАЛЫ: глубокая тарелка, чашка (250 мл), пипетка, йод, лимон, листок из блокнота, кисточка.
ПРОЦЕСС:
Налейте в тарелку полчашки (125 мл) воды.
Добавьте 10 капель йода и размешайте.
Выжмите лимон в чашку.
Возьмите листок из блокнота, который должен свободно помещаться в тарелке.
Окуните кисточку в лимонный сок и напишите что-нибудь на бумаге.
Дайте соку высохнуть.
Погрузите листок бумаги в раствор йода.
ИТОГИ: Весь лист бумаги становится синим. На темном фоне выделяются слова.
В этой викторине предлагаем вам определить, о каких терминах идет речь. Чем лучше вы будете владеть терминологией из области науки и техники, тем легче вы сможете ориентироваться в современном научном мире, легче понимать то, о чем пишут в научных статьях и журналах.
1. Предметом этой науки является извлечение количественной информации о свойствах объектов с заданной точностью. (Метрология)
2. Система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, проходящими в окружающей среде и обществе. Мониторинг
3.Совокупность особей одного вида животных или растений, находящихся на определенной территории.
Популяция
4.Наука о животных и растениях прошлых геологических эпох, изучаемых по ископаемым остаткам и следам жизнедеятельности. Археология
5.Раздел энтомологии, изучающий представителей отряда Чешуекрылые насекомые (бабочки). Название науки происходит от научного латинского названия самого отряда. Лепидоптерология
6. Наука об измерении величин, характеризующих гравитационное поле Земли и других небесных тел. Первое измерение силы тяжести выполнил Галилей, измерив путь, пройденный падающим телом за первую секунду падения. Гравиме́трия
7. Наука о лошадях, изучает анатомию, физиологию, биологию размножения, породообразование и многое другое, что связано с лошадью. Ипполо́гия
8. Устройство, предназначенное для накопления энергии, с тем, чтобы в случае необходимости ее можно было использовать. Они бывают электрические, гидравлические, тепловые и инерционные. Аккумулятор
9.Измерительный инструмент прямоугольной формы из пластика, дерева или металла с установленными в нём прозрачными колбами (глазками), заполненными жидкостью. Был разработан для оценки соответствия поверхностей вертикальной или горизонтальной плоскости...Уровень
10.Один из старейших астрономических инструментов, служивший для измерения горизонтальных углов и определения широт и долгот небесных тел. Основан на принципе стереографической проекции. Астроля́бия
11. Наука о распространении сейсмических волн в недрах Земли, или наука о землетрясениях и связанных с ними явлениях. Исследует все явления, так или иначе связанные с возникновением землетрясений. Сейсмология
12.Наука, занимающаяся проектированием и последующим строительством объектов и зданий для организации пространства и комфортной жизнедеятельности людей. Архитектура
13.Раздел ботаники, изучающий мохообразные растения. Бриоло́гия
14. Это прибор, предназначенный для измерения глубины водоема, распознавания рельефа дна, определения наличия рыбы. Лот
15.Прибор, с помощью которого можно наблюдать отдаленные объекты путем сбора электромагнитного излучения (например, видимого света). Телескоп
16.Оптический прибор для наблюдения из укрытия, который не позволяет видеть наблюдателя в пределах прямой видимости. Периско́п
11.02.22 г. Пятница
Закрытие Недели.
1)Помимо известных вам естественных наук (биология, физика, астрономия, химия, науки о Земле и т. д.), существуют множество новых смежных направлений, возникших на стыке знаний двух и более наук. Нажимая на название науки, вы узнаете, с какими другими науками она связана и что изучает.
Интерактивная схема «На стыке наук».
Комментариев нет:
Отправить комментарий